97 процентов мобильных вирусов — для Android

Олег Довбня


В 2013 году доля Android на мировом рынке смартфонов составила 87 %. Но доля вредоносного кода для Android среди всех видов мобильного вредоносного кода еще выше и составила 97 %. Самая массовая мобильная платформа мира оказалась и наименее защищенной от вирусов. Почему так получилось?

В этом непростом вопросе постарался разобраться один из авторов «Форбс» Гордон Келли. На самом деле подобное положение вещей порождено целым рядом обстоятельств.

Это дает в руки конкурентам Google весомый аргумент. В 2013 году число новых вредоносных программ для Android возросло с 238 (по состоянию на 2012 год) до 804. Остальные 3 % приходятся на долю древней платформы Nokia Symbian. Получается, что для Apple iOS, BlackBerry OS и Microsoft Windows Phone в минувшем году новых видов вредоносного кода выявлено не было.

По прочтении этих строк возникает вопрос: как сделать использование Android? Достаточно просто: хранить верность экосистеме Google.

Фирма, занимающаяся информационной безопасностью F-Secure отмечает, что 97 % всего мобильного вредоносного кода — для Android. Но поступают «зараженные» программы из маленьких магазинов сторонних приложений, в основном азиатских и ближневосточных. Для сравнения: количество приложений официального Google Play Store, содержащих вредоносный код, составляет всего 0,1 %. Как отмечают в F-Secure, вредоносный код там выявляют и он не задерживается надолго.

Если вы будете покупать приложения в Play Store, то лишь одно из тысячи приложений может содержать вредоносные элементы и то в течение недолгого времени.

В отчет F-Secure не были включены данные по магазину приложений для Android для Amazon. Но в рассмотренных магазинах проникновение вредоносного кода весьма впечатляюще: Mumayi (6 %), AnZhi (5 %), Baidu (8 %), eoeMarket (7 %) и liqucn (8 %). 33 процента пораженных приложений содержат Android159. Маскирующийся под игры, он получил большое распространение. Да и сейчас трудно определить, содержит ли приложение вирус. Ясно одно: у сторонних магазинов приложений недостаточно ресурсов для того, чтобы эффективно сканировать свои библиотеки и управлять ими.

Все не так печально, как может показаться. Как следует из сообщения F-Secure, безопасность Android растет с каждой новой версией популярнейшей мобильной платформы планеты:

[Каждая очередная версия Android] содержит ряд касающихся безопасности изменений, способствующих снизить негативный эффект вредоносного кода.

Но следует ли винить Google в таком положении вещей? Или же проблема коренится во фрагментированности Android’ного рынка и том факте, что производители не обеспечивают возможность обновления своих устройств до новейшей версии операционной системы?

Но и Google тоже хороша! Поисковый гигант не добился преимущества над Apple, которая сделала свой магазин приложений доступным по всему миру. Самым большим упущением стал китайский рынок, где Apple добилась существенного успеха в последние годы.

Хуже всего то, что медиаконтент представлен только Австралией, Японией, Великобританией и Соединенными Штатами. Только жители этих стран могут покупать телевизионные передачи. Продажи музыкального контента распространяются также и на европейские страны. По сути, не обслуживаются те страны, где потребители и разработчики более заинтересованы в дешевых Android-смартфонах.

В итоге сторонние магазины заполняют пустующую нишу. Легко порекомендовать пользоваться только официальными сервисами Google. Но как жители большей части нашей планеты могут последовать этому совету на практике?

Теги