Главная проблема Microsoft — людям неинтересны компьютеры

Олег Довбня

Microsoft не может просто отказаться от мобильного направления, особенно на фоне того, что компании начинают позволять своим сотрудникам пользоваться на работе Android- и iOS-девайсами вместо традиционных для корпоративного сегмента устройств на базе Windows и BlackBerry. Наибольшее беспокойство причиняет разработчикам Windows операционная система Android. Она выстраивает отношения с производителями мобильных устройств по тому же принципу, которым руководствуется Microsoft, когда речь идет о компьютерах и серверах.


Та проблема, с которой столкнулась Microsoft, ясна и понятна каждому. Настольные компьютеры — область, в которой компания традиционно доминирует, — все меньше и меньше интересна пользователям. Их внимание целиком привлечено новыми устройствами — смартфонами и планшетами. А в этой сфере Microsoft пока не достигла уверенных позиций. Может быть, это произошло лишь потому, что у Microsoft нет узнаваемого телефона-флагмана, подобного Nexus и iPhone?

Или причины намного сложнее и многограннее. Это распространяется не только на обычных пользователей, но и на корпоративный рынок, все менее и менее приверженный предложениям, исходящим от знаменитого софтверного гиганта. Об этом феномене поведал Эван Бласс на страницах ресурса Know Your Mobile.

Ряд этих производителей стараются успевать в обоих сегментах. Они производят и Windows-компьютеры для корпоративного рынка, и Android-телефоны, и планшеты для рынка потребительской электроники. Samsung — основной производитель используемых корпорациями мобильных продуктов — не использует Windows Phone, зато предлагает комплекс безопасности K.N.O.X, который делает его линейку Galaxy, ориентированную на обычных потребителей, подходящим решением для бизнеса. Если в былые годы Microsoft доминировала и на компьютерной, и на мобильной аренах, то сегодня речь идет о старании компании хотя бы удержаться на каждой из них, не устареть.

По состоянию на конец октября 2014 года доля продаж iOS-телефонов составила 41,5%. Это было обусловлено началом продаж в середине и конце сентября iPhone 6 и 6 Plus. По всей видимости, речь идет о статистике по США. На долю Android пришлось 53,8% продаж телефонов. Тем временем показатель продаж Windows Phone составил всего 3,6%. В тот же период 2013 года доля продаж телефонов на базе Windows Phone составила 4,3%. В период выпуска iPhone 5s и 5c продажи Windows Phone испытывали некоторый рост.

Популярность Windows Phone различается в разных странах мира. Например, в Китае и Японии она находится на уровне 0,5%, в то время как в ряде стран Европы она сравнительно высока — в Италии (13,8%), Франции (10,3%), Великобритании (7,7%) и Германии (7,0%).

Итальянцы приобрели в октябре 2014 года больше устройств с Windows Phone, чем iPhone. В США доля рынка Android составляет 70,2%. Япония — единственная страна, где iOS (48,0%) практически не уступает Android (48,1%).

Если обратиться к недавней истории, то в феврале 2012 года Windows Phone занимала на рынке США 2,7%. Триумфом Windows Phone стали март и апрель 2013 года, когда доля этой платформы на рынке США достигла 5,6%.

При этом Windows Phone — достаточно хорошая платформа, превосходящая по некоторым параметрам своих конкурентов. Но пользователи привыкли к определенным приложениям, которых нет для Windows Phone, но без которых люди обходиться не согласны.

Все усилия разработчиков сосредоточены на двух основных мобильных платформах. О Windows Phone приходится заботиться самой Microsoft, а ценителям этой платформы упрашивать разработчиков создать для нее то или иное приложение. На самом деле, не столь важно, сколько приложений в каталоге — десятки и сотни тысяч или даже миллионы. Если там отсутствуют именно те, которые нравятся пользователям, платформа не будет пользоваться популярностью.

Microsoft — компания с гигантским опытом разработки операционных систем, которая позволяет своим производственным партнерам (которых десятки) создавать продукты на базе своих платформ и продавать их потребителям. Эта модель не столь хорошо работает в мобильном сегменте. Производители не сильно желают расходовать ресурсы на создание продуктов, доля рынка которых весьма ограничена. В свою очередь, пользователям неинтересна платформа, выбор устройств на базе которой ограничен. В этом отношении Apple iPhone является исключением.

Сумеет ли телефон на базе Windows Phone с 50-мегапиксельной камерой убедить ценителей мобильной цифровой электроники пересмотреть свои предпочтения в пользу не пользующейся в настоящее время особым спросом мобильной платформы? Или софтверному гиганту пора попросту переходить на Android? Как вы считаете, слабое внимание публики к Windows Phone обусловлено снижением интереса к персональным компьютерам в целом или какими-то иными причинами?

Теги