Так ли опасны включенные смартфоны на борту самолета?

Денис Урман


Осталась практически неделя до начала новогодних каникул у россиян. Многие из них уже мысленно греются на солнечных берегах жарких стран. Загранпаспорта оформлены, чемоданы в боевой готовности, билеты на самолет заказаны. Осталось только не забыть перед перелетом зарядить все электронные устройства, чтобы скоротать пару-тройку часов в воздухе. Признайтесь, большинство из вас это делают, несмотря на то, что все, кто летал на самолетах хотя бы раз в жизни, сталкивался с тем, что перед взлетом и посадкой всех пассажиров просят выключить телефоны и прочую электронику. Особо «осторожные» авиакомпании вообще запрещают пользоваться гаджетами на протяжении всего полета. Правда, при этом никто из обслуживающего персонала не вдается в подробности и не конкретизирует причины этих запретов.

В конце этого года многие североамериканские и европейские авиаперевозчики сняли запрет на использование любых портативных электронных устройств на всех этапах полета. Что это? Маркетинговый ход для привлечения пассажиров или действительно, ничего опасного во включенном смартфоне на борту самолета нет? Объясняя снятие запретов, Федеральное управление гражданской авиации США заявило, что, согласно последним исследованиям, на большинство коммерческих самолетов не действуют радиопомехи от таких устройств. В этом заявлении лично меня насторожил момент касательно большинства самолетов. Значит ли это, что все-таки есть некоторое число самолетов, на работу которых воздействуют посторонние радиопомехи? Какой вывод должен сделать для себя обыватель, не обладающий определенными знаниями в электродинамике? Получатся, что вплоть до середины 2013 года телефоны и прочие устройства во включенном состоянии могли повредить оборудованию самолета, а начиная с октября нынешнего года их «магическое» воздействие потеряло силу? Давайте разбираться…

Справедливости ради отмечу, что пользоваться телефонами и планшетами в полете вышеуказанные авиакомпании разрешают только в автономном режиме. Из этого следует, что радиосигналы, передаваемые мобильными устройствами могут повлиять на работу чувствительных приборов самолета, принимающих и передающих информацию на определенной частоте. Вспомните потрескивающий звук из колонок радио, компьютера или автомагнитолы, возникающий при входящем звонке или SMS-сообщении на смартфоне, находящимся в непосредственной близости. Также и в самолете может произойти наложение частот, на которых работает оборудование самолета и мобильного телефона и, как результат, искажение информации, передаваемой с помощью специальных радаров. Если вы не владелец частного самолета с собственной АТС на борту, то даже с включенной функцией приема звонков, позвонить вам не удастся! Когда речь идет о 2-3 пассажирах с активированной сим-картой в салоне, скорее всего опасаться не следует, но 200 одновременно «ищущих» сеть аппаратов на пике своей мощности, могут привести к нежелательным последствиям. Поэтому не следует испытывать судьбу, просто переведите смартфон в автономный режим до взлета. А если вы владелец «несовременного» телефона только для звонков, не имеющего возможности включить режим «самолет», выключите его совсем.

Что касается, включенных электронных устройств в автономном режиме, то единственный вред, который они могут принести владельцу и окружающим, это риск получения травм при экстренном торможении при взлете или посадке, а также во время резкой тряски в момент попадания самолета в зону турбулентности. Все это может «вырвать» гаджет из рук и отправить его в свободное плавание по салону.

По последней информации, Россия может последовать примеру Европы и США, разрешив пользоваться планшетами, смартфонами, электронными книгами и аудиоплеерами даже во время взлета и посадки. Когда это произойдет, министр транспорта РФ не уточнил, но говорить об этом рано до тех пор, пока российский авиапарк гражданской авиации не обновится полностью.

Теги