Подростков отучают от ночного пользования смартфоном

Олег Довбня

В ноябре и декабре минувшего года секретариат Кабинета Министров Японии провел опрос, в ходе которого выяснилось, что более чем у половины учащихся в возрасте от 13 до 15 лет есть мобильный телефон. Точнее, у 52%. Ситуация сильно изменилась с 2010 года, когда сотовые телефоны и смартфоны были лишь у 2,6% представителей этой возрастной группы.


Подросткам японского города Касуга настоятельно рекомендовано не пользоваться смартфонами с 22-00 до 6-00. То есть спать ночью, а не общаться в социальных сетях. Эта рекомендация принята городским комитетом по образованию. Более того, на это время, чтобы избежать соблазнов виртуального мира, юным горожанам предлагается на ночь отдавать свои умные телефоны взрослым. Родители, учителя и даже психиатры обеспокоены растущей зависимостью подрастающего поколения от своих мобильных устройств.

Японское Правительство выразило обеспокоенность чрезмерным использованием Интернета детьми. Правительственный веб-сайт предупреждает о тех рисках, которые несет с собой Всемирная Сеть, в их числе кибербуллинг, утечки личной информации и опасность использования платных веб-сайтов.

Проводимая специалистами в области образования Касуги кампания была начата после ряда обсуждений ассоциациями родителей и учителей, взволнованных чрезмерным использованием смартфонов подростками.

Подросткам Касуги раздают постеры и брошюры, в которых юных жителей города призывают сознательно пойти на ограничения. Аналогичная кампания стартовала в апреле 2014 года в японском городе Карии. Там подросткам рекомендуют не использовать смартфоны уже с 21-00.

Эта инициатива не имеет ничего общего с запретом. Просто подросткам предлагают лишний раз, что называется, остановиться и задуматься над тем, не слишком ли много времени они посвящают цифровым развлечениям. Не затмевает ли виртуальный мир собой яркие краски реальности.

Не следует забывать и о важности отдыха для растущего молодого организма. Ведь утром все равно в школу. А если ученик провел всю ночь в Сети, в классе ему будет не до учебы. Его станет клонить в сон. Но даже если он справится со своей сонливостью, способность усваивать новые знания резко снизится. Зато повысится раздражительность и утомляемость.

В связи с этим все более ясно встает вопрос перед человечеством — несет ли раннее знакомство со смартфоном пользу? С одной стороны, цифровая грамотность молодежи за последние несколько лет очень выросла. И родителям далеко до своих детей в плане освоения компьютерной премудрости. И эти знания весьма полезны в мире, где очень многое в той или иной мере компьютеризировано. Пойдя на работу, человек так или иначе с большой вероятностью столкнется с цифровой техникой. И это прекрасно, если он с ней уже хорошо знаком.

Но есть и другая, менее приятная сторона этого многогранного вопроса. Подросток не всегда способен контролировать свои желания. И, конечно же, он предпочтет яркие цифровые развлечения и виртуальное общение «скучной» учебе. Слишком мала вероятность того, что смартфон будет использоваться им для обретения новых знаний. Скорее, там прочно «поселятся» игры и приложения социальных сетей.

Смартфоны и планшеты массово присутствуют в жизни человеческой цивилизации всего несколько лет и за это короткое время успели породить немало вопросов, на которые нет ответов.

Разумеется, технологии уже не первое десятилетие проникают в повседневный быт и всегда каждая новая из них вызывала тревогу в плане чрезмерного увлечения ею детей и подростков. И телевизор с яркими мультфильмами, и компьютер с увлекательными играми привлекали внимание детей и становились их основным развлечением. Но у мобильных устройств есть одна особенность, которая выводит их за пределы этого списка. Они мобильны, с ними можно лежать в кровати, уютно устроиться в кресле, не отрываться от их экранов в общественном транспорте. Словом, проводить наедине с ними почти сто процентов свободного времени.

В этом их главная привлекательность и тут же таится и основная тревога. Все же проконтролировать просмотр детьми телевизора и компьютерные игры намного проще. Родители всегда увидят, что столь крупный экран включен. Проследить за тем, как и когда их чада используют свои умные телефоны, родителям сложнее.


Как вы считаете, нужно ли как-то ограничивать время использования подростками своих смартфонов? Или же им и вовсе не следует покупать умные телефоны до тех пор, пока они не научатся контролировать свое желание среди ночи посетить Сеть? А может быть, нет ничего эффективнее родительского примера? И если родители сами не проводят все свое свободное время у телевизора или в блогосфере, то и дети не станут зависимыми от цифровой реальности? Ведь и взрослые частенько засыпают с телефоном!

Нужно ли использовать мобильные устройства в образовании? Или традиционные бумажные книги предпочтительнее?

Теги