Метро в Шэньчжэне теперь не только для пассажиров — в поездах можно встретить забавных трёхфутовых роботов, спешащих выполнить доставку товаров в магазины 7-Eleven. Это не сюжет из научной фантастики, а реальный пилотный проект, проведённый китайской компанией Vanke. Цель эксперимента — сделать городскую логистику быстрее, дешевле и автономнее за счёт использования ИИ и робототехники. Подобные технологии довольно давно проникают в городскую инфраструктуру. Даже в Москве можно встретить роботов Яндекса, которые бодро едут по улицам, но использование метро пока является новинкой для таких доставщиков.

Такие роботы уже доставляют товары в Китае. Изображение: popsci
Как работают роботы-доставщики
Китайские роботы, напоминающие невысокие ящики на четырёх колёсах с мультяшными лицами на LED-экранах, недавно прошли тест в условиях реально работающего метро. 41 такой аппарат успешно погрузился в вагоны в непиковые часы, доехал до нужных станций, вышел, вызвал лифт и добрался до магазинов, где сотрудники забрали доставленные товары.
Эти компактные машины — результат работы дочерней компании Vanke, частично принадлежащей метрополитену Шэньчжэня. Оснащённые круговым лидаром, аналогичным тем, что используются в беспилотных автомобилях, роботы «видят» окружающее пространство и могут самостоятельно маневрировать в динамичной среде подземки: избегать людей, заходить в лифт, перемещаться по станциям.
Не забывайте о нашем Дзен, где очень много всего интересного и познавательного!
Каждое действие — от рассчёта маршрута до открытия грузового отделения — координируется через ИИ-диспетчер. Эта система принимает во внимание множество параметров: насколько загружены линии метро, потребности конкретного магазина, тип товара, ограничения по времени. В результате создаются оптимальные маршруты доставки без грубых вмешательств человека.
Зачем нужны роботы-доставщики
До внедрения роботов доставка в магазины, расположенные в метро, происходила с помощью наземного транспорта. Такая схема имела два главных недостатка: проблемы с парковкой и постоянные задержки из-за пробок и перегруженных станций во время утреннего часа пик.

Роботы могут облегчить доставку, но пока им далеко для полной автономности и замены людей.
Присоединяйтесь к нам в Telegram!
Руководители 7-Eleven отметили, что использование подземной доставки экономит не только время, но и деньги. Прекращается зависимость от автомобилей и ручной перегрузки, а значит, снижаются логистические затраты и улучшается точность поставок. В будущем компания планирует задействовать порядка 100 магазинов в рамках этого метода.
Как искусственный интеллект лишает людей работы в 2025 году.
Роботы в общественном пространстве
Этот проект — часть масштабной программы Китая по внедрению роботов в повседневную жизнь. «План действия для воплощённых интеллектуальных роботов» направлен на то, чтобы к 2027 году автономные машины стали обычным явлением в транспорте, сфере услуг, логистике. Ранее в рамках этой инициативы в Китае состоялся «полумарафон» среди двуногих роботов, и даже первый в мире матч по боксу между человекообразными машинами.
Несмотря на успехи в Азии, внедрение подобных роботов в других странах происходит с трудом. Тем не менее, в Москве роверы Яндекса уже научились работать корректно и их часто можно встретить в разных частях города и не только центральных.
Если ищите что-то интересное на AliExpress, не проходите мимо Telegram-канала "Сундук Али-Бабы"!
Впрочем, общество не всегда готово принимать таких роботов. Например, есть показательная история канадского робота-хитчхикера hitchBOT, обезглавленного в Филадельфии, которая наглядно демонстрирует разный уровень отношения к таким технологиям в обществе.